👁

Проверка на соответствие профессиональному стандарту

Проверка на соответствие профессиональному стандарту

В АИС «Кадры в образовании. Самарская область» разработан механизм проверки соответствия уровня образования педагогов квалификационным требованиям соответствующего профессионального стандарта. В результате проверки формируются адресные рекомендации как для педагога, так и для руководителей образовательных организаций.

Смотреть подробнее

Перейти к проверке

Главные события

Документы

 


 



Адресные рекомендации

 

FAQ ( часто задаваемые вопросы)

В данном разделе размещены ответы на часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов. Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, то  пожалуйста, заполните форму ниже.

Типовые вопросы /Общие вопросы
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня. Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего. Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499). Источник: http://273-фз.рф

Ответ на первый вопрос содержится в информационных материалах, размещенных на сайте Регионального центра трудовых ресурсов в разделе Профстандарт в образовании. Требования к образованию и обучению педагога дополнительного образования установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работника. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.10) Работодатель также определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования с учетом применения профессиональных стандартов (ст. 196 ТК РФ). Вместе с тем, образование и обучение педагогического работника необходимо привести в соответствие с квалификационными требованиями профессионального стандарта не позднее 1 января 2020 года. (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…»)
Здравствуйте! В нашем учреждении, реализующем образовательные программы СПО, есть сотрудники, у которых квалификация в дипломе не имеет наименования "Преподаватель", как этого требует профстандарт "Педагог проф.ообучения, проф.образования и дополнительного проф.образования", утвержденный приказом 608н. Все они имеют квалификационные категории и достаточный стаж работы. Например, преподаватели хореографии имеют такую квалификацию, как культпросветра-ботник, руководитель самодеятельного танцевального коллектива. Или преподаватель физвоспитания имеет в дипломе квалификацию "учитель физической культуры ", также преподаватели русского языка и литературы, английского, математики имеют в дипломе квалификацию учителя, а не преподавателя. Преподаватель живописи имеет квалификацию "Художник-живописец". Помогите, пожалуйста, надо ли им проходить переподготовку на должность "преподаватель". Всем? Заранее спасибо за ответ.
Квалификационные требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к должности «преподаватель» содержат несколько образовательных траекторий: Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Для ответа на вопрос необходима информация о Вашем образовании. Справочно: Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» установлены требования к образованию и обучению к должностной позиции «учитель»: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для ответа на вопрос необходима информация о Вашем образовании. Справочно: Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» установлены требования к образованию и обучению к должностной позиции «учитель»: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.11).
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работника. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.10) Вместе с тем, образование и обучение педагогического работника необходимо привести в соответствие с квалификационными требованиями профессионального стандарта не позднее 1 января 2020 года. (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…». Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.11). Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124). Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы: работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором; работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Квалификационные требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к должности «преподаватель» содержат несколько образовательных траекторий: Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Требования к опыту практической работы: Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Для выполнения соответствующих должностных обязанностей работник может соответствовать требованиям одной из образовательных траекторий. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, указанных в профессиональном стандарте (п. 11.13 «Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации», разработанных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России). Вместе с тем, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Профстандарт "Специалист по социальной работе" устанавливает единые квалификационные требования к специалисту по социальной работе: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Профессиональный стандарт "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией" устанавливает следующие квалификационные требования к должности «делопроизводитель»: Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (в области документационного обеспечения деятельности организации). Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Профессиональным стандартом «Бухгалтер» установлены минимальные требования к бухгалтеру, в том числе к начинающему: среднее специальное образование по направлению подготовки «Экономика и управление». В случае отсутствия профильного образования — наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее 3 лет в области учета и контроля, например, помощником бухгалтера. Таким образом, наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет — требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования. (Источник: письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 г. N 14-3/В-3)
Профстандарт "Специалист по социальной работе" устанавливает единые квалификационные требования к специалисту по социальной работе: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Здравствуйте, помогите разобраться, кому нужно повышать квалификацию, а кому проходить профпереподготовку: • директор ГБУ центр социального обслуживания имеет высшее техническое образование, специальность инженер в дипломе, по профилю образования нет, опыт работы в соц. сфере более 10 лет; • заместитель директора высшее образование, экономист, специальность финансы и кредит (Рос Гос. Соц. Университет), опыт работы в социальной сфере более 10 лет; • заведующая отделением срочной социальной помощи: образование высшее 2 (инженер и юрист) опыт работы в социальной сфере 4 года; • заведующая отделением обслуживания на дому: образование среднее специальное (техническое) опыт работы в соц. сфере более 5 лет; • заведующий отделением обслуживания на дому: образование высшее педагогическое, опыт работы в соц. сфере более 5 лет
В настоящее время информация о профстандартах, применяемых к должностным позициям «директор» и «заместитель директора», отсутствует. Рекомендуем отслеживать обновляемый список принятых профстандартов на сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/. При определении квалификационных требований к указанным должностям необходимо руководствоваться разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденные Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Профстандарт "Специалист по социальной работе" устанавливает единые квалификационные требования к заведующему отделением (отделом): Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.
Образование: • Алма-Атинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (квалификация – руководитель оркестра народных инструментов, преподаватель по классу баяна, 1986) • Хабаровский институт культуры и искусства (1994) по специальности народное художественное творчество (квалификация – руководитель фольклорного коллектива, организатор художественного творчества). Педагогический стаж - 25 лет. Общий трудовой стаж - 38 лет. Преподаю хор, вокал народного направления в ДШИ. На пенсии, но продолжаю работать. Заслуженный работник культуры Кубани. Имею много наград. В творческой шкатулке моего ансамбля и солистов более 800 дипломов лауреатов и Гран-При всероссийских, международных конкурсов и фестивалей. Многие мои ученики являются уже сами преподавателями, артистами, имеют звания и награды. Нужно ли мне проходить переподготовку, чтобы в дипломе было написано слово "преподаватель"?
Квалификационные требования к должности «преподаватель» профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержат несколько образовательных траекторий: Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной обще-образовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Для выполнения соответствующих должностных обязанностей работник может соответствовать требованиям одной из образовательных траекторий (п. 11.13 «Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации», разработанных ФГБУ «Все-российский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России). Вместе с тем, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Квалификационные требования к должности «преподаватель» профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержат несколько образовательных траекторий: Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной обще-образовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Для выполнения соответствующих должностных обязанностей работник может соответствовать требованиям одной из образовательных траекторий (п. 11.13 «Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации», разработанных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России). Вместе с тем, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Чтобы соответствовать квалификационным требованиям профессионального стандарта к должности «Воспитатель» Вам необходимо «дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» установлены требования к образованию и обучению к должностной позиции «воспитатель»: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Указанные характеристики квалификации воспитателей «педагогическое образование» дают им право работать воспитателями без переподготовки.
Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (статья 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).
Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания» определяет квалификационные требования к должностям «воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)»: «Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства» Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее педагогическое образование» дают право на трудовую деятельность по должности «воспитатель» без переподготовки.
В настоящее время информация о профстандарте, применяемом к должностной позиции «музыкальный руководитель», отсутствует. Рекомендуем отслеживать обновляемый список принятых профстандартов на сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/. Указанные характеристики Вашей квалификации соответствуют действующим требованиям к квалификации Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: «Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы».
Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (ОТФ В): «Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Указанные характеристики Вашей квалификации «высшее педагогическое образование» дают Вам право работать учителем любого предмета в школе. Другое дело, что для качественного преподавания логично все же иметь образование в областях, соответствующих преподаваемым предметам (география, информатика).
Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые квалификационные требования к должности «воспитатель»: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Указанные характеристики квалификации работников (педагогическое образование) дают им право работать воспитателями без профессиональной переподготовки.
Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования. Присвоенная квалификация должна соответствовать одной из обобщенных трудовых функций профессионального стандарта.
При отсутствии высшего образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки «Образование и педагогические науки», чтобы отвечать требованиям профстандарта к должностной позиции «воспитатель», необходимо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в детском саду (по усмотрению работодателя это может быть как переподготовка, так и повышение квалификации).
Чтобы соответствовать требованиям к профессиональному образованию и обучению, установленным профстандартом «Педагог-психолог», Вам необходимо получить высшее образование (специалитет или магистратура) по профильным направлениям.
Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план образовательной организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия. Источник: письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 года № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов». Согласно статье 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124. Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы: - работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором; - работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры. Справочно: Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения но-вой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, в том числе программ профессиональной переподготовки. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. К освоению программ профессиональной подготовки допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Источник: http://273-фз.рф Таким образом, Вы можете: - пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих, - получить дополнительное профессиональное образование путем освоения программы профессиональной переподготовки.
В настоящее время не разработан профессиональный стандарт «Старший воспитатель». Поэтому при установлении требований к квалификации старшего воспитателя следует руководствоваться Единым квалификационным справочником (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования").
Указанные Вами характеристики образования дают право на трудовую деятельность в образовательной организации по должности «Педагог-психолог» без переподготовки (в соответствии с требованиями к квалификации, указанными в профессиональном стандарте Педагог-психолог (психолог в сфере образования)).
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам. Но следует отметить, что Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499) устанавливает минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки: не менее 250 часов. Обращаем внимание, что срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение слушателями новой компетенции (квалификации), заявленной в программе переподготовки.
В настоящее время профстандарт по Вашей должностной позиции: руководитель клубного формирования (любительского объединения, студии, коллектива самодеятельного искусства, клуба по интересам) не разработан. Поэтому при определении требований к квалификации необходимо руководствоваться приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии": Руководитель клубного формирования I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы в должности руководителя клубного формирования II категории не менее 3 лет. Руководитель клубного формирования II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы в должности руководителя клубного формирования не менее 2 лет. Руководитель клубного формирования - среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее педагогическое образование» в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в ЕКС, дают Вам право работать руководителем клубного формирования без переподготовки.
Если Ваш вопрос о необходимости профессиональной переподготовки для педагога дополнительного образования в соответствии с требованиями к образованию и обучению, указанными в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», сообщаем: указанные Вами характеристики квалификации «Педагогическое образование в области, соответствующей преподаваемому предмету» дают право на трудовую деятельность по должности педагог дополнительного образования без профессиональной переподготовки.
Указанные характеристики Вашей квалификации «Высшее педагогическое образование по профильным направлениям» дают Вам право на трудовую деятельность в организации дополнительного образования детей по должности «преподаватель» без профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к образованию, указанными в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Согласно Профессиональному стандарту инструктора-методиста, утвержденного приказом № 630н от 08.09.2014 г. для должности инструктора по физической культуре в пункте «Требования к образованию и обучению» прописано среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Переподготовка не предусмотрена. Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование или профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Также, согласно разъяснениям Минтруда России (письмо от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253), при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Согласно Профессиональному стандарту инструктора-методиста, утвержденного приказом № 630н от 08.09.2014 г. для должности инструктора по физической культуре в пункте «Требования к образованию и обучению» прописано среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Переподготовка не предусмотрена. Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование или профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Также, согласно разъяснениям Минтруда России (письмо от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253), при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Вы имеете право пройти процедуру аттестации на высшую или первую квалификационную категорию.
Профессиональным стандартом «Инструктор-методист» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2014 г. № 630н) к должностной позиции «инструктор по физической культуре» установлено следующее требование к образованию и обучению: среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Особые условия допуска к работе: рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4-6 лет). Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов. В нашем регионе предусмотрена возможность обучиться в рамках Именного образовательного чека и государственного задания. ТК РФ, Статья 196: «Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».
Чтобы ответить на вопрос, необходимо уточнение, в какой должности Вы работаете. Если Вы воспитатель, то согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2016 г. N 422н "О внесении изменений в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н" установлены следующие требования к должностной позиции «воспитатель»: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) специальность 050702: Организация воспитательной деятельности соответствует укрупненной группе: Образование и педагогика. В этом случае переподготовка Вам не нужна.
Педагогическое образование – направление подготовки, относящееся к укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки». К указанной группе направления подготовки относятся все перечисленные Вами квалификации, кроме «Клинический психолог. Преподаватель психологии».
Требования к должностной позиции «Воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)» установлены профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания" (утвержден приказом Минтруда России от 10.01.2017 №10н), а именно: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" установлены следующие требования к должностной позиции «главный бухгалтер»: Требования к образованию и обучению Высшее образование Среднее профессиональное образование Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки Требования к опыту практической работы Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью при наличии высшего образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет* *Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ, статья 7 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4084, N 52, ст. 6990; 2014, N 45, ст. 6154). Таким образом, уровень образования и опыт работы Вашего сотрудника отвечают требованию профстандарта «Бухгалтер».
Ответ на Ваш вопрос содержится в письме министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 29.08.2016 года «О применении профессиональных стандартов»: «Несоответствие работника требованиям профессионального стандарта не является основанием для его увольнения». «В случае несоответствия работников требованиям к квалификации, установленным профессиональным стандартом, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Вместе с тем, со-гласно части четвертой статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности». Обратите внимание, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются поэтапно на основе утвержденных организациями планов по организации применения профессиональных стандартов, включающих, в том числе, и сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, а также сведения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению. Реализацию данных мероприятий требуется завершить не позднее 1 января 2020 г.
В соответствии с действующим Порядком проведения аттестации педагогических работников (приказ МОиН РФ от 07.04.2014 года № 276) в марте 2017 года Вам предстоит: • аттестоваться на квалификационную категорию (первую или высшую) по Вашему желанию; • либо на основании распорядительного акта Вашего работодателя пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Требования к образованию и опыту практической работы работников, принятых на должность «Инструктор по физической культуре», установлены в профессиональном стандарте «Инструктор-методист». Работодатель принимает решение о необходимости подготовки и дополнительного профессионального образования инструктора по физической куль-туре, руководствуясь требованиями данного профессионального стандарта. Вместе с тем, следует учитывать, что, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются поэтапно на основе утвержденных организациями планов по организации применения профессиональных стандартов, включающих, в том числе, и сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, а также сведения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению. Реализацию данных мероприятий требуется завершить не позднее 1 января 2020 г.
Действующий Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276, не предусматривает требования к уровню образования и обучения педагогических работников для установления квалификационных категорий. Данным документом регламентируется срок действия квалификационной категории – 5 лет (вне зависимости от сроков применения Профстандарта).
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работника. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.10) Работодатель также определяет необходимость подготовки работников (профессиональ-ное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования с учетом применения профессиональных стандартов (ст. 196 ТК РФ). Вместе с тем, образование и обучение педагогического работника необходимо привести в соответствие с квалификационными требованиями профессионального стандарта не позднее 1 января 2020 года. (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…») Что касается Вашего случая, то Вы обладаете необходимой компетентностью, знаниями и умениями, и это подтверждается аттестацией, проведенной в установленном порядке. Только работодатель может определить необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования на условиях и в порядке, которые определяются коллек-тивным договором, соглашениями, трудовым договором. (Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов п.11)
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования с учетом применения профессиональных стандартов определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Справочно: Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
Добрый день! Если работник обладает необходимой компетентностью, знаниями и умениями, и это подтверждено аттестацией, проведенной в установленном порядке, то он может выполнять трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом. (Типовые вопросы о применении профессиональных стандартов) Необходимость Вашей дальнейшей подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования с учетом применения профессиональных стандартов определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов. Переподготовку возможно осуществить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии соответствующих лицензий на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллек-тивным договором, соглашениями, трудовым договором (ТК РФ, Статья 196). Для ответа на вопрос: «Обучение должно пройти до 1 января 2017 года?» необходимо указать: • занимаемую должность, • стаж работы в должности; • образование и обучение, • установленную квалификационную категорию, срок ее действия. Ответ на последний вопрос содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 10.08.2015 года № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования».
Правительство РФ постановлением от 22 января 2013 г. № 23 утвердило Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. В частности, Правилами предусмотрено одно из ключевых направлений применения профстандартов работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. По запросу министерства образования и науки Самарской области в сентябре 2016 года Региональным центром трудовых ресурсов будет проведен семинар для руководителей образовательных организаций Самарской области по вопросу применения профстандартов. Дата, время, место, а также форма проведения мероприятия будут сообщены дополнительно.
Здравствуйте! Я преподаю в вузе математику. По образованию я физик, конкретнее - физик-теоретик. Специальность - физика; специализация (указана в приложении к диплому) - теоретическая и математическая физика. Предметов математического профиля в приложении к диплому - огромное количество. В связи с введением профстандарта, на работе "придрались": мол, я - физик, а не математик. А по требованию профстандарта направленность моего образования должна соответствовать преподаваемому предмету. По требованию работодателя я должен пройти профпереподготовку. Я нахожу крайне необоснованными заявления работодателя о несоответствии профиля моего образования преподаваемому предмету: утверждение, что физик (да еще и физик-теоретик) недостаточно образован для преподавания математики у экономических и гуманитарных специальностей, мягко говоря, странное. Где, в каких документах федерального уровня установлено соответствие той или иной специальности тому или иному предмету? Как это соответствие определяется? Заранее спасибо за ответ!
Ответ Минтруда России от 13.02.2018г. : «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 26 января 2018 г. № ОГ-4655, поступившее на официальный сайт Минтруда России, по вопросу квалификационных требований к педагогическим работникам и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты. Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: • «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н; • «Квалификационные — характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011г. № 1н. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального — обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н. В рассматриваемом профессиональном стандарте для большинства обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ) определено несколько профессионально- образовательных траекторий, которые обеспечивают соответствие квалификации педагога требованиям стандарта. При этом учтено, что квалификация может быть получена как в процессе формального профессионального образования (завершается выдачей документа об образовании и(или) квалификации), так и путем приобретения опыта той или иной деятельности. Например, для преподавания по образовательным программам различного уровня и направленности (ОТФ A, H, I, J) при несоответствии направленности (профиля) основного профессионального образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) необходимо либо освоение соответствующей программы профессиональной переподготовки, либо опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимся или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Таким образом, программы профессиональной переподготовки необходимы при непрофильном образовании или отсутствии опыта практической работы по профилю, если образование не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) или отсутствие опыта работы по профилю. В соответствии со статьей 76 Закона об образовании программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. При приеме на работу и (или) назначении на должность работодателю необходимо руководствоваться требованиями к образованию и опыту работы, которые указаны в профессиональном стандарте как необходимые для выполнения ОТФ и трудовых функций, поручаемых педагогическому работнику. Следует учитывать, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных профессиональным стандартом, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности могут быть назначены на соответствующие должности педагогических работников по рекомендации аттестационной комиссии (пункт 23 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утвержден приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276). В отношении педагогических работников, относящихся к профессорско- преподавательскому составу, применяется Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденное приказом Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 293. Одновременно сообщаем, что для организаций государственного сектора в целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее -— Постановление). Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), в которых предусматривается: определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации; определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций; проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть, в соответствии со статьей 196 Кодекса. Согласно части четвертой статьи 196 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Следует помнить, что учитывать мнение представительного органа работников планов необходимо в порядке, установленном статьей 372 Кодекса. В постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.»
Преподаватели в профессиональных образовательных организациях наряду с предметами профессионального цикла преподают и общеобразовательные предметы (математика, русский язык и т.п.). Профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к преподавателю СПО предъявляет квалификационные требования по выполнению ОТФ «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации». Но ведь по сути преподаватель СПО, который преподает русский язык и т.п. выполняет те же ОТФ, что и учитель в школе. Но если к преподавателю СПО общеобразовательных дисциплин предъявлять квалификационные требования профстандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», то и должность «преподаватель» должна поменяться на «учитель». Квалификационные требования какого профстандарта необходимо предъявлять к преподавателям общеобразовательных дисциплин в СПО?
Ответ Минтруда России от 21.02.2018г. : «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 26 января 2018 г. № ОГ-4717 по вопросу применения профессиональных стандартов, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При применении части первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты. Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. В остальных случаях положение профессиональных стандартов носят рекомендательный характер. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: • «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. № 761н; • «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н. Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Таким образом, из вышеизложенного следует, что работодатель вправе самостоятельно определить каким из вышеперечисленных актов руководствоваться при определении квалификационных требований к педагогическим работникам. Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. Основной целью вида профессиональной деятельности является оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Профессиональные стандарты содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников и могут применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функции. Необходимо отметить, что перечень возможных наименований должностей, профессий в профессиональном стандарте не является закрытым. Одновременно сообщаем, что для организаций государственного сектора в целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее -— Постановление). Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), в которых предусматривается: определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации; определение потребности В профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций; проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть, в соответствии со статьей 196 Кодекса. Согласно части четвертой статьи 196 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Следует помнить, что учитывать мнение представительного органа работников планов необходимо в порядке, установленном статьей 372 Кодекса. В постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.»

  Ответ  Минобрнауки России от 16.09.2016г.: В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (далее - ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н (далее - Приказ N 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (далее - ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н (далее - Приказ N 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Профстандартом устанавливаются требования к квалификации руководителя образовательной организации: Высшее образование - специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление». Я имею высшее образование - специалитет в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки», а также высшее образование по направлению «менеджмент». Соответствует ли мое образование квалификационным требованиям профстандрта или мне нужно получить дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»?

Ответ Минтруда России от 14.12.2021г.: «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)", утвержденным приказом Минтруда России от 19 апреля 2021 г. № 250н, к должности руководителя (директора, заведующего) образовательной организации предъявляются вариативные требования к образованию в зависимости от профиля и уровня профессионального образования, например, специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: "экономика", "менеджмент", "управление персоналом", "государственное и муниципальное управление".

В графе "Требования к образованию и обучению" профессионального стандарта указываются минимальные требования для освоения профессии.

Таким образом, по нашему мнению, наличие высшего образования (специалитет, магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "образование и педагогические науки" и высшего образования по одному из направлений: "экономика", "менеджмент", "управление персоналом", "государственное и муниципальное управление" соответствует требованиям профессионального стандарта.

Следует отметить, что допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя».

Ответ Минтруда России от 24.07.2019г.: «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 1 июля 2019 г. № ОГ-30738, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Согласно части первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В соответствии с профессиональным стандартом к должности педагога- психолога требования к образованию: высшее образование по профильным направлениям. В разделе «Дополнительные характеристики» обобщенной трудовой функции профессионального стандарта приведены коды общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), определяющие приоритетную направленность (профиль) профессионального образования. Вместе с тем, коды ОКСО являются возможными путями достижения квалификации и не могут представлять собой исчерпывающего перечня. Дополнительно сообщаем, что согласно статье 196 Кодекса необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.»

Ответ Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2022 года:

«Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Профессиональный стандарт «Инструктор-методист» признается утратившим силу с 1 сентября 2022 г. в связи с введением в действие профессионального стандарта «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденного приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 г. № 237н, который содержит, в том числе квалификационные требования к должности инструктора по физической культуре.

Работодатель самостоятельно определяет список профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации».

Задайте свой вопрос