В АИС «Кадры в образовании. Самарская область» разработан механизм проверки соответствия уровня образования педагогов квалификационным требованиям соответствующего профессионального стандарта. В результате проверки формируются адресные рекомендации как для педагога, так и для руководителей образовательных организаций.
Адресные рекомендации
В данном разделе размещены ответы на часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов. Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, то пожалуйста, заполните форму ниже.
Ответ на первый вопрос содержится в информационных материалах, размещенных на сайте Регионального центра трудовых ресурсов в разделе Профстандарт в образовании. Требования к образованию и обучению педагога дополнительного образования установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Ответ Минобрнауки России от 16.09.2016г.: В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (далее - ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н (далее - Приказ N 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.
Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.
Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.
Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (далее - ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н (далее - Приказ N 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.
Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.
Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.
Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Ответ Минтруда России от 14.12.2021г.: «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)", утвержденным приказом Минтруда России от 19 апреля 2021 г. № 250н, к должности руководителя (директора, заведующего) образовательной организации предъявляются вариативные требования к образованию в зависимости от профиля и уровня профессионального образования, например, специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: "экономика", "менеджмент", "управление персоналом", "государственное и муниципальное управление".
В графе "Требования к образованию и обучению" профессионального стандарта указываются минимальные требования для освоения профессии.
Таким образом, по нашему мнению, наличие высшего образования (специалитет, магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "образование и педагогические науки" и высшего образования по одному из направлений: "экономика", "менеджмент", "управление персоналом", "государственное и муниципальное управление" соответствует требованиям профессионального стандарта.
Следует отметить, что допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя».
Ответ Минтруда России от 24.07.2019г.: «Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 1 июля 2019 г. № ОГ-30738, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Согласно части первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В соответствии с профессиональным стандартом к должности педагога- психолога требования к образованию: высшее образование по профильным направлениям. В разделе «Дополнительные характеристики» обобщенной трудовой функции профессионального стандарта приведены коды общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), определяющие приоритетную направленность (профиль) профессионального образования. Вместе с тем, коды ОКСО являются возможными путями достижения квалификации и не могут представлять собой исчерпывающего перечня. Дополнительно сообщаем, что согласно статье 196 Кодекса необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.»
Ответ Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2022 года:
«Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Профессиональный стандарт «Инструктор-методист» признается утратившим силу с 1 сентября 2022 г. в связи с введением в действие профессионального стандарта «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденного приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 г. № 237н, который содержит, в том числе квалификационные требования к должности инструктора по физической культуре.
Работодатель самостоятельно определяет список профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации».